Гайд по кабелям и разъёмам
Из нашего гайда по кабелям и разъёмам вы узнаете, какой кабель выбрать для вашей задачи из всего разнообразия. Также вы разберётесь в разъёмах, чтобы больше никогда в них не путаться и чувствовать себя уверенно при общении со звукорежиссёрами.
Если нужно подключить электроакустическую гитару к комбику, то вопроса «какой нужен кабель?» обычно не возникает. А если нужно подключить дополнительно микрофон и синтезатор? Какие кабели и разъёмы понадобятся?
Вопрос уже чуть посложнее. Просто потому, что разных ситуаций тут встречается уже гораздо больше. Но разобраться в этом вопросе вполне возможно, если есть понимание основ!
Этому и посвящена наша статья.
Музыкальная аппаратура и инструменты имеет различные типы подключения, предназначенные для решения таких задач как запись, усиление звука и пр. Когда стоит использовать аналоговый сигнал с инструмента? А когда лучше оцифровать?
Мы составили гайд по типам разъёмов и кабелей, который поможет начинающим пользователям осознать базовые понятия.
Содержание:
· Разница между цифровым и аналоговым сигналом?
· Разница между балансным и небалансным подключением?
· Что такое разъемы «папа» и «мама»?
· Аналоговые кабели
· Цифровые кабели
· Заключение
Разница между цифровым и аналоговым сигналом?
Каждый, кто работает с музыкальными инструментами, такими как гитары, цифровые пианино, микрофоны или аудиокарты, сталкивается с необходимостью использования кабелей. Все кабели можно разделить на две ключевые группы: аналоговые и цифровые.
· Аналоговые кабели передают сигнал, основанный на колебаниях напряжения, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. Колонки или динамики затем преобразуют этот сигнал в звуковые волны различной частоты и громкости.
· Цифровые кабели работают иным образом, передавая информацию в виде потока битов, состоящего из нулей и единиц. Этот цифровой сигнал должен быть преобразован в аналоговый с помощью цифро-аналогового преобразователя (ЦАП), который делает возможным его дальнейшее воспроизведение и усиление.
Разница между балансным и небалансным подключением?
Аналоговые кабели можно рассматривать в двух категориях: балансные и небалансные, которые отличаются как конструкцией, так и уровнем помех.
· Небалансные кабели включают в себя два провода: один для сигнала и один для земли. Они более восприимчивы к наводкам и шумам, что может вызвать неожиданные звуковые эффекты, такие как слышимый переход кабеля. Длинные небалансные кабели особенно подвержены этому. Для уменьшения шумов используется экранирование: провод заземления имеет защитную оболочку, внутри которой располагается сигнальный провод. Экраны могут быть выполнены из различных материалов, таких как витая пара, плетение, фольга или электропроводящий пластик.
· Балансные кабели состоят из трех проводов: двух для сигнала и одного заземляющего. Сигнал передается по двум проводам в противофазе, что позволяет на входе изменять фазу одного из сигналов и складывать их. Этот процесс удваивает уровень сигнала и устраняет помехи, которые могли возникнуть в процессе передачи. Система фазового вычитания также применяется для шумоподавления в наушниках. Важно заметить, что для балансного подключения все устройства должны быть оснащены балансными входами и выходами.
Что такое разъемы «папа» и «мама»?
Разъемы состоят из двух частей: штекерной и гнездовой, представляющих собой зеркальные версии друг друга. Штекерный коннектор имеет выступающие элементы или штырьки, тогда как гнездовая часть содержит отверстия для их приема. Важно отметить, что это не связано с понятием «входов» или «выходов», так как разъемы, обозначаемые как «папа» или «мама», могут выполнять обе функции.
Аналоговые кабели
TS (Tip-Sleeve) «МоноДжек»
|
|
Это небалансные кабели, предназначенные для передачи инструментального моно сигнала, оснащенные 6,3 мм разъемами, которые часто называют «джеками». TS-кабели могут использоваться в разных целях: они бывают линейными, предназначенными для подключения звуковых карт к активным акустическим системам, и инструментальными, используемыми для связи инструментов с усилителями, директ-боксами или звуковыми картами. Главное отличие между этими типами заключается в том, что инструментальные кабели дополнительно защищены экранированием для уменьшения помех.
Эти кабели идеально подходят для подключения монофонических источников, таких как:
· Гитары и бас-гитары
· Педали эффектов
· Микшеры
· Драм- машины
· Аудиоинтерфейсы
Наиболее распространенный размер разъемов для TS-кабелей — 1/4" (6,3 мм), но также встречаются и меньшие варианты — 1/8" (или 3,5 мм). Последние используются в потребительской электронике, такой как MP3-плееры и ноутбуки. Чтобы минимизировать шумы сигнала, рекомендуется использовать кабели с разъемом 1/4" (6,3 мм), так как они обеспечивают более качественное экранирование.
Интересный факт: Название «джек» произошло от английского слова «jack», означающего «штекер» или «разъем», и стало использоваться для обозначения разъемов, применяемых в аудиотехнике из-за их универсальности и распространенности.
TRS (Tip-Ring-Sleeve) «СтереоДжек»
|
|
В профессиональной аудиотехнике активно используются TRS-кабели, которые идеально подходят для подключения выходов аудиоинтерфейсов ко входам студийных мониторов или для соединения микшеров с активными акустическими системами. Внешне они напоминают TS-кабели, но имеют одно важное отличие — дополнительное кольцо на коннекторе. Это делает TRS-кабели балансными (хотя они могут использоваться и для передачи моно-сигналов) и обеспечивает снижение уровня шума при передаче звука на большие расстояния.
Важно отметить, что независимо от длины, разъемы TRS способны передавать как небалансные стереосигналы (например, для наушников), так и балансные. Они могут иметь диаметры 6,3 мм и 3,5 мм.
Когда TRS-кабели используются с устройствами, которые поддерживают балансное подключение, это значительно снижает вероятность появления помех. Однако, если вы планируете использовать их для подключения стерео-устройств, важно учитывать, что кабель в этом случае будет небалансным. К выбору таких кабелей стоит подходить ответственно, так как длина более 10 метров может привести к потерям высоких частот и значительно ухудшить качество звука.
RCA (Radio Corporation of America) или «колокольчики»
Практически каждый, кто пользовался домашней аудиотехникой, диджейскими пультами или усилителями, знаком с RCA-кабелями. Эти кабели предназначены для передачи линейного сигнала и являются стандартом в мире аудиотехники, их часто используют при микшировании и сведении музыки, а также в звуковом оборудовании, таком как усилители, ресиверы и CD/DVD проигрыватели.
Разъемы RCA легко опознать благодаря их цветовой маркировке: белый для левостороннего канала и красный для правостороннего.
Уровень линейного сигнала для RCA-кабелей стандартизирован: для бытовых устройств он составляет -10 dBV с номинальным напряжением 0.3162 В RMS, в то время как для профессионального оборудования это +4 dBu с номинальным напряжением 1.2280 В RMS.
Если необходимо соединить разъем RCA с другим типом разъема, можно использовать различные адаптеры. Например, переходник с RCA на 3,5 мм TRS позволит подключить плеер к усилителю. Однако стоит учесть, что использование переходников может привести к снижению громкости сигнала из-за различий в стандартах сертификации.
|
|
|
|
Интересный факт: на старой технике разъемы RCA назывались Phono, и до сих пор на проигрывателях винила можно встретить надпись Phono Out.
XLR («иксэлер»)
Расшифровка аббревиатуры XLR:
· «X» — определяет серию разъёма;
· «L» — означает «Latched» («с защёлкой»);
· «R» — rubber polychloroprene (неопрен) — материал, из которого изготовлена защищающая соединение кольцевидная прокладка на коннекторе «мама».
Кабели XLR широко распространены в мире аудиотехники благодаря своим прочным и надежным конструкциям. Эти кабели обеспечивают чистое и сбалансированное соединение, что делает их идеальными для профессионального использования. Одним из главных достоинств XLR-кабелей является возможность использовать их на больших расстояниях без риска появления шумовых помех, что часто становится проблемой при работе с кабелями типа TS.
XLR-кабели можно встретить в различных устройствах:
· Микрофоны
· Системы громкой связи
· Динамики
· Освещение DMX
· Синтезаторы
Эти кабели обеспечивают высокий уровень сигнала, что делает их отличным выбором для подключения инструментов и других компонентов, так необходимых для качественной записи или живых выступлений. Вы можете быть уверены в стабильности и ясности сигнала как при использовании короткого пятиметрового кабеля, так и длинного — до пятидесяти метров.
Тем не менее, стоит иметь в виду, что не все XLR-кабели одинаковы. Например, позолоченные разъемы обеспечивают большую долговечность по сравнению с покрытыми медью. Кабели с индивидуальным экранированием из фольги и улучшенной изоляцией внутренних проводов предлагают ещё большую защиту от внешних помех.
SpeakOn («спикон»)
Этот тип соединения предназначен для подключения колонок к усилителю, и от его качества в значительной степени зависит итоговое качество звука. Ключевым фактором оценки качественного кабеля является его сопротивление: чем оно ниже, тем меньше потерь сигнала. Чтобы уменьшить сопротивление, можно увеличить площадь поперечного сечения (толщину кабеля), сократить его длину, использовать в производстве бескислородную медь и применять разнообразные технологии, которые производители используют для рекламы своей продукции как уникальной. Однако стоит отметить, что серьезные помехи могут возникнуть, если длина кабеля превышает несколько десятков метров, что негативно скажется на звукопередаче.
Цифровые кабели
MIDI «Миди»
MIDI-кабели используются для передачи информации от цифрового музыкального оборудования типа синтезаторов, MIDI-клавиатур, процессоров эффектов к звуковой карте или контроллеру. Шнур MIDI представляет собой два сигнальных экранированных кабеля и 5-контактный разъем DIN. Это самые непритязательные шнуры: не ловят помехи и не требуют какого-то особого качества. При длине до 15 метров можете смело выбирать любой.
|
Интересный факт: многие современные производители MIDI-контроллеров, цифровых пианино и синтезаторов отказались от необходимости использования MIDI-кабеля и вместо этого передают данные через USB.
|
USB «ЮСБ»
Очень популярный интерфейс подключения аудиокарт, наушников, микрофонов, усилителей, ЦАП и т.д. к компьютеру.
На практике USB 2.0 позволяет записывать около 50 треков в разрешении 48 кГц/24 бит. С возрастанием частоты дискретизации во столько же раз уменьшается число свободных треков. Если вам необходима запись аудио в высоком разрешении, то лучше использовать аудиокарту с интерфейсом USB-C, который по характеристикам соответствует USB 3.1 (скорость до 10 Гбит/с). Более того, USB-C в некоторых случаях может заменить Thunderbolt и HDMI (при наличии маркировки совместимости и соответствующего переходника). Для небольших расстояний подойдет обычный качественный USB-кабель без каких-либо изысков.
Существуют и иные типы цифровых подключений (HDMI, TOSLINK, коаксиальные S/PDIF, AES/EBU, ADAT, FIREWIRE (IEEE 1394), Thunderbolt и др). В нашем гайде мы описали только самые часто используемые цифровые соединения, которые встречаются в музыкальных инструментах.
Заключение
Несмотря на то, что практически всё становится беспроводным, аудиокабели остаются неотъемлемой частью домашнего мультимедиа, высококачественного звука и записи.
Если вы записываете музыку, играете вживую или просто наслаждаетесь музыкой, знание типов аудиокабелей — это полезный навык. Независимо от того, где вы окажетесь в аудиосфере, вы всегда будете знать, как подключить свой инструмент, чтобы добиться наилучшего звучания.
Кроме того, вам больше не придется выглядеть полным профаном перед звукооператором!
Разобраться во множестве вариантов подключения довольно сложно, однако эксперты Глинки.ру помогут найти нужные кабели и разъёмы для подключения, записи и озвучания вашего музыкального инструмента.
Ждём вас в наших магазинах в Москве и Санкт-Петербурге!
- Комментарии