Мундштук - взгляд в будущее
Самая краткая характеристика мундштука - это приспособление применяющееся при игре на духовом инструменте. Само слово "мундштук" (нем. "Mundstuk") имеет немецкие корни: "Mund" - рот, губы, "Stuk" - часть, делать. Французы его называют "Ambuchur" (вокруг рта), а итальянцы "Bocchino" (нагубник, наротник).
Как приспособление для извлечения звука (это подтверждено археологическими раскопками) мундштук или его прототип появился в Каменном веке. Это были морские раковины или рог какого-нибудь животного, где роль мундштука выполняло отверстие в узком конце корпуса, а широкий конец служил резонатором. Революционной стала идея мастера, выточившего отдельно мундштук, тем самым сделав его автономным и персонифицированным. С этого момента каждый музыкант получил возможность вытачивать, заказывать мастеру или приобретать мундштук, соответствующий индивидуальным параметрам. Поэтому при внимательном изучении мундштуков разных фирм или мастеров кроме внешнего отличия легко обнаружить массу конструктивных отличий, влияющих на характеристики звука. Часто музыканты выбирают мундштук по одному параметру - "удобно" или "все берется", добавляя крылатую фразу: "За тембр не платят". На мой взгляд, нужно немного отдалиться от бытового отношения к мундштуку, чтобы уточнить некоторые детали и уяснить, как они влияют на формирование звука. Конструкции мундштука:
-
1. Cup diameter - Диаметр чашки
2. Cup volume - Объем (глубина) чашки
3. Rim thickness - Ширина полей
4. Rim contour - Контур полей
5. Inner edge of rim (Bite) - Внутренняя кромка полей
6. Shoulder - Выступ
7. Throat - Вход в канал ножки
8. Backbore - Ствол канала ножки
9. Shank - Ножка
Десятки известных фирм и мастеров производят множество модификаций и целые линейки мундштуков, которые носят название фирмы с добавлением цифровых и буквенных обозначений. Иногда мундштуки носят имя известного исполнителя или артиста симфонического или джазового оркестра. Каждый год, как в модельном бизнесе, появляются новые модели мундштуков, возрождаются модели эпохи барокко или недавнего прошлого. Целые оркестры специализируются на игре в аутентичном стиле, на инструментах, соответствующих тому или иному времени. Тем не менее, мы стремимся к идеальному инструменту, идеальному мундштуку - то, чего никогда не может быть, так как новое - это просто более удобное и более высокотехнологичное. Фирма "Parke" предлагает сделать копию любого мундштука, используя технологию цифрового сканирования "Miror Finish" (зеркальное отражение), благодаря которой оригинал измеряется по 10000 точкам, а копию обрабатывают станки, допускающие вероятность "20 ошибок на 400 миллионов операций". Испанская фирма "Stomvi" предложила идеальный мундштук, состоящий из 2-х полей разного профиля и двух ножек (стандартная и короткая), с приложенным к ним 7 чашками разной глубины (A, B, C, D, E, F и Fl), из которых можно собирать 14 вариантов мундштука. Такой же вариант мундштука предлагается и для тромбонистов в 10 вариантах. Фирма "Kanstul" рекомендует артистам, работающим на звукозаписывающих студиях, мундштук серии "Diamond Wood" (деревянный бриллиант), у которого навинчивающиеся металлические поля и ножка, а чашка деревянная. Конструктор Морис Бентефа выпускает мундштуки для всех инструментов (труба, тромбон, валторна, туба) из двух частей - металлическая ножка и полностью деревянная чашка. Мастер использует для чашек сандал, кизил, кокос, оливковое дерево, эбеновое (черное) дерево, что обеспечивает различное по тембру звучание инструмента, от яркого до темного.
Теперь вернемся к простым вещам. И вот первый вопрос: "Как ориентироваться при таком многообразии мундштуков"? Большинство производителей использует цифровое и буквенное обозначение размера и глубины чашки, предложенное Винсентом Бахом, удачливым конструктором труб, тромбонов и мундштуков. Кстати, сам Винсент Бах играл на мундштуке собственного производства (1V4 с). Линейка созданных им мундштуков для трубы и корнета охватывает более 200 моделей, которые он расположил по нисходящему ряду от 1, что соответствует размеру диаметра чашки 17,50 мм, до 20 номера с размером диаметра чашки 15,00 мм. Обозначение глубины чашки:-
А - очень глубокая
В - глубокая
С - средняя
D - среднемелкая
Е - мелкая
F - очень мелкая
V - чашка в форме лейки, V-образная чашка. Широкие поля обозначаются W.
-
- 1 номер мундштука = 17,00 мм.
- с - глубина чашки - средняя
- w - ширина полей - очень широкие
-
А - мелкая
В - среднемелкая
С - стандарт
D - среднеглубокая
Е - глубокая
-
1 - округлые
2 - полуокруглые
3 - стандартные
4 - полуплоские широкие
5 - почти плоские
-
14 номер - мундштук с диаметром чашки 16,70мм
А - мелкая чашка
4 - поля полуплоские широкие
а - канал ножки узкий
-
14 - размер диаметра чашки
А - глубина чашки - мелкая
4 - форма полей - широкие
а - ширина канала ножки - узкий
-
В - для В трубы,
С - для С трубы,
Е - для Es труб,
AP - для Piccolo A,
BP - для Piccolo B.
Удивительное решение в конструкции современного мундштука предложил мастер Бруно Тильц. В модели "Spezial Tilz" конструктор, в разных размерах изменяет выступы (форму дна чашки). Это новшество дает возможность музыканту с разной плотностью губ играть на любом размере чашки. Моделированное дно чашки компенсирует плотность губ, создавая сбалансированное сопротивление в мундштуке для игры в высоком регистре, тем самым сохраняя работоспособность амбушюра на длительное время без потери тембральной красоты в звуке. Как ориентироваться в этом разнообразии? Модели "Spezial Tilz" выстроены в серии, и отмечены цифрами и буквами. Пример: Размер 17,00 мм повторяется в 14 сериях в 54 вариантах с чашками разной глубины, с полями разного рельефа и с разными выс-тупами, при одинаковой глубине чашки. На начальном этапе всегда возникает вопрос, на каком мундштуке лучше начинать обучение. Практика показала, что для формирования правильного местоположения мундштука на губах и правильной работы мышц лучший результат дают мундштуки с неширокими полями - с неглубокой чашкой и желательно средним диаметром чашки: от 16,20 мм до 16,50 мм, что соответствует размерам мундштуков "Bach" 7с, 3с, 2с. По мере роста профессионализма, музыканты выбирают мундштуки, которые легче и быстрее реализуют потенциал исполнительского аппарата и соответствуют представлению музыканта о звуке. Известен случай, когда знаменитый трубач, профессор Т.А. Докшицер решил поменять мундштук (он играл на модели "VINCENT BACH CORP MT VERON NY 7c") на мундштук большего размера. Он был знаком с самим Винсентом Бахом, и ему прямо на фирме выточили именной мундштук "T. Dokchizer". К сожалению, параметры мундштука были неудачно подобраны, и в результате получился просто раритетный сувенир. На вопрос, как могло такое случить¬ся, Винсент Бах ответил: "Если бы все мундштуки, которые я изготавливаю, получались идеальными, я стал бы очень богатым человеком". Позже, будучи на гастролях в г. Минске, Тимофей Александрович обратился с просьбой выточить мундштук к известному мастеру О. Парфимовичу. За несколько дней совместной работы были изготовлены три прекрасных мундштука, играя на которых Тимофей Докшицер сделал массу высококачественных аудиозаписей и сыграл множество сольных концертов. В России - в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Ижевске, Минске - всегда работали прекрасные конструкторы мундштуков. К большому сожалению, в силу существующих условий работы, им не было позволено ставить свой фирменный знак на мундштуках, кроме цифр и букв. Даже серебрение было заоблачной мечтой. Тем не менее, такие мастера, как Н. Самсонов, О. Парфимович, Н. Деревенцев, Н. Коротков, С. Лаптев, обеспечивали и обеспечивают высококачественными мундштуками не одно поколение музыкантов. Сегодня многие музыканты играют на двух, трех мундштуках разной конструкции для разных инструментов. Обращает на себя внимание мировая тенденция: музыканты используют мундштуки больших размеров и глубокими чашками. Наблюдается это явление там, где артисты используют современную технику формирования исполнительного аппарата, которая позволяет играть на любом мундштуке любого размера. В итоге решающим фактором является КАЧЕСТВО звука.
- Комментарии