Масла и смазки для духовых инструментов: зачем они нужны и какие бывают?
Из статьи вы узнаете, как не ошибиться с выбором средства по уходу за деревянными и медными духовыми инструментами, какие вообще бывают масла, смазки и жидкости по уходу и насколько разные задачи они решают.
Условно эти средства можно разделить на две большие группы – химические и механические. В статье мы расскажем о первой группе. Вы узнаете, какие бывают масла, смазки и жидкости по уходу за деревянными и медными духовыми, насколько разные задачи они решают и как не ошибиться с выбором средства.
Конструкция современной трубы – инструмента из группы медных духовых – может быть основана на помповом или роторном механизме. Второй вариант также называют вентильным или педальным. Для каждого из типов механики требуется масло определённых свойств.
Масло для помп
В чём заключается предназначение масла для помп, или valve oil?
Дело в том, что помпа – это металлический стержень с отверстиями, который при игре осуществляет возвратно-поступательные движения внутри металлического канала. И одна металлическая деталь внутри другой металлической детали, конечно, не может свободно двигаться без подходящей смазки. Такое движение будет приводить как минимум к износу трущихся поверхностей, а как максимум – к заклиниванию всего механизма.
К маслу для трубы предъявляются строгие требования. Оно должно быть очень чистым, чтобы не оставлять примесей на деталях трубы. Масло не должно пениться. Также очень желательно, чтобы у трубача был выбор масла по вязкости: этого требует разнообразие инструментов и потребностей самого музыканта.
Масло для ротора
Зачем нужно масло для вентиля, или rotor oil? В чём его особенность?
Оно смазывает поворотный механизм, который скрыт внутри специальной коробки цилиндрической формы. Чаще всего это не то же самое масло, которое используется для помп, поскольку это другой механизм, и он даёт другой вид нагрузки. Из этого правила встречаются исключения, но они очень редки. Для верности нужно искать слово «rotor» на бутылке.
Полноценное смазывание всего роторного механизма в идеальном случае требует три разных масла. Кроме собственно роторного масла требуется также смазка для шпинделя и смазка для рычагов и шарниров. В разделе «Статьи и обзоры» на нашем сайте вы можете найти статью, где подробно рассказано, как нужно смазывать такую механику.
Масло для кулисы
Кулиса тромбона также нуждается в смазке
Соприкосновение внутренних и наружных металлических трубок, из которых сделана кулиса, сопровождается трением. Это может приводить к износу поверхностей и затруднению хода. Также для комфортной игры критически необходимо, чтобы смазка соответствовала задачам, которые ставит перед собой музыкант. У тромбонистов есть выбор между смазками разной вязкости и консистенции. Это может быть спрей, крем или масло.
Также существует двухкомпонентная смазка для кулисы. Она представляет собой две разные жидкости, каждая в своей бутылочке. Такая форма выпуска позволяет контролировать расход смазки и ощущения от игры, поскольку жидкости из двух ёмкостей можно сочетать в разной пропорции. Если не хватает гладкости скольжения – нужно добавить средства из большой бутылочки. Также после нанесения жидкости из маленькой бутылочки можно пользоваться водой из распылителя во время игры для освежения смазки.
Желательно, чтобы это была дистиллированная вода, хотя в большинстве ситуаций подойдёт и питьевая. Сам распылитель также можно приобрести в нашем магазине.
Смазка для крон (кронов)
Каждый медный духовой инструмент оснащён настроечными кронами. Так называются выдвижные части трубки, которые позволяют увеличивать и уменьшать общую длину воздушного столба в инструменте и таким образом корректировать его настройку. Как правило, кронов несколько на каждом инструменте. Каждый из них по-своему важен и применяется в определённых ситуациях.
Чтобы крон выполнял свою функцию, он должен быть подвижен в той степени, которая позволит задвигать и выдвигать его вручную. При этом его подвижность не должна быть излишней, чтобы он не менял положения под силой давления воздуха, гравитации или просто сам по себе. Потому и нужна соответствующая смазка для кронов.
Важно учитывать, что медные инструменты сильно различаются между собой по размеру. Для примера представьте себе разницу в диаметре трубок у валторны и трубы от диаметра трубок тромбона или тубы. В итоге и смазка для разных инструментов понадобится разная по вязкости. Словом «Light» обычно называют более жидкую смазку, которая подходит для мелких кронов. «Heavy» – это густая смазка для крупных кронов. Наконец, «Regular» – это нечто среднее между ними. Вы можете пробовать разные смазки, чтобы определить наиболее подходящую для вашего инструмента. Не стоит лишь смазывать мелкие кроны густой смазкой, поскольку это может не позволить вытащить крон без помощи мастера.
Масло для механики
Большинство современных деревянных духовых инструментов оснащено механикой. Она представляет из себя большое число подвижных металлических частей – стержней, цилиндров, винтов, пружин, клапанов. Их взаимодействие нуждается в смазке.
Специальное масло для механики должно обладать особыми характеристиками. Обычное машинное масло для этих задач использовать нельзя. Оно может загустевать и оставлять лишние примеси на поверхности металла, что со временем будет затруднять работу механики. Кроме того, упаковка масел этого типа предусматривает дозатор в виде носика или шприца, который делает точечное введение масла более удобным.
При выборе масла важно учитывать размеры инструмента, для которого вы планируете его использовать. Для мелких инструментов (флейта, флейта-пикколо, гобой, кларнет Es) требуется более жидкое масло, то есть масло с наименьшей вязкостью. Оно даст мелкой механике наибольшую подвижность при виртуозной игре. Для инструментов более крупных – кларнета Bb, саксофона, фагота – выбирают более вязкое масло. Оно будет дольше оставаться на поверхности и обеспечит лучшую защиту.
Для механики существуют также специальные ёршики и щёточки, которые помогают удалить пыль и грязь из тех мест, куда трудно подобраться обычной тряпкой.
Смазка для пробки
Помимо механики многие духовые инструменты имеют пробковые части. Они нужны для того, чтобы плотно соединить детали инструментов между собой. А пробка обладает такими свойствами, которые отлично решают эту задачу. Она обеспечивает, с одной стороны, хорошую эластичность, чтобы одну деталь можно было вставить в другую, а с другой стороны – достаточную упругость, чтобы место соединения держалось плотно и не пропускало воздух. Такая смазка требуется блокфлейте, гобою, кларнету, саксофону и фаготу, потому что каждый из них имеет пробковые части.
Смазка для пробки пропитывает материал, ухаживает за ним и позволяет пробке сохранить ту самую эластичность, ради которой ею оснащают места соединения. Без регулярной смазки пробка может потерять свои свойства и начать разрушаться. Процедура замены пробки не слишком сложна сама по себе. Но обойдётся она всё равно значительно дороже, чем постоянное использование смазки, поэтому рекомендуется применять смазку для пробки в повседневном режиме.
Масло для дерева
Это может показаться странным, но не все современные инструменты из группы деревянных духовых делаются из дерева. Например, поперечные флейты чаще всего изготавливают из серебра и его сплавов, а саксофоны – из латуни, бронзы и других металлов. Однако, если в конструкции инструмента всё же есть древесина, то её нужно периодически промасливать.
Что даёт масло и что произойдёт, если дерево не смазывать?
Чаще всего корпуса гобоев, кларнетов и флейт-пикколо делают из древесины гренадилла. Это очень твёрдое дерево, и во время игры оно подвергается нагрузкам.
В первую очередь воздействие на дерево оказывает смена среды. При выдохе из лёгких внутрь воздушного канала попадает очень влажный воздух, который конденсируется на стенках в виде капель влаги. Влага проникает в поры, и дерево начинает постепенно разбухать. Добавим сюда нагрузки, связанные с вибрациями и резонансом, а также перепады температуры – и получим длительный процесс изменений, который может в конечном итоге привести к появлению трещин, что крайне нежелательно.
Специальное масло для канала создаёт защитную плёнку на поверхности древесины, не изменяя её акустических свойств. Важно наносить его на сухое дерево, когда на инструменте не играли хотя бы 24 часа. И масло для этих задач требуется специализированное, его называют «bore oil», что так и переводится – масло для канала. Его не стоит путать с маслом для механики и другими маслами для духовых инструментов.
Неподходящим маслом испортить дерево несложно, а вернуть прежние свойства после неудачной процедуры может оказаться попросту невозможно. Поэтому в случае с древесиной наше предостережение является особенно настойчивым: пользуйтесь только специальным маслом, подходящим для древесины своего инструмента.
Средства для подушек
Отдельный вопрос для деревянных духовых инструментов – это уход за подушками. Вне зависимости от материала, из которого они сделаны, подушкам свойственны общие моменты. В первую очередь это вероятность прилипания.
Для предотвращения залипания подушек стоит отказаться от сладкой еды, лимонадов и жвачки перед занятиями. Из-за них сахар вместе с воздухом из ротовой полости попадает внутрь инструмента, а потом и на подушки, которые начинают липнуть к голосовым отверстиям. Если такое всё же происходит, помогут специальные средства для подушек – бумага с пудрой или присыпка.
В крайних ситуациях, когда химические средства не решили проблему, поможет только замена подушек, поэтому текущим уходом лучше не пренебрегать.
Средства для чистки металлических поверхностей
Следующая группа средств по уходу предназначена для очистки металлических поверхностей. Здесь будет принципиально важно различать, есть ли покрытие на металле, и если есть, то какое. Когда вы определили покрытие, становится ясно, какое средство подойдёт для него и поможет справиться с характерными для него проблемами.
Средства для лакированных поверхностей
Если это лакированная поверхность, то на ней будут оставаться следы от рук и капель воды и другие загрязнения. Для очистки такой поверхности поможет полироль или очиститель для лака.
Обычно это средство называют Lacquer Polish. При этом не имеет значения, прозрачный ли лак на инструменте или цветной.
Распознать цветной лак проще простого, это даже не требует дополнительных разъяснений. Любой инструмент яркого цвета покрыт лаком. Прозрачный лак узнать тоже довольно легко: вы всегда будете видеть под лаком исходный цвет металла – золотистый или бледно-розовый, а иногда, как в случае с бронзой, – красноватого оттенка.
Узнать посеребренный или серебряный инструмент можно по серебристо-белому цвету металла, что логично. Полностью серебряные части – например, флейтовые головки, – могут иметь пробу. Выглядит она как выбитые на металле цифры 925, 958 или 997, означающие долю серебра в сплаве в тысячных единицах.
Средства для посеребренных поверхностей
Важно убедиться, что серебро не покрыто лаком, хотя так бывает довольно редко. Нам известен только один случай, когда применяется такое сочетание технологий (серебрение, покрытое лаком поверх драгоценного металла) – это саксофоны Trevor James с индексом цвета SS. Этим саксофонам специальное средство для серебра не потребуется – оно будет просто бесполезно. Для ухода за ними достаточно полироли для лакированных поверхностей.
Если поверхность металла покрыта серебром или инструмент сделан из сквозного – иначе говоря, чистого серебра, – то при взаимодействии с воздухом, влагой и руками исполнителя этот драгоценный металл будет покрываться окисью. Выглядит окись как характерные тёмные пятна и полоски. И здесь вам понадобится специальный очиститель для серебра.
Это может быть жидкое средство из разряда специализированной химии – Silver Polish, а могут быть ткань или салфетки, имеющие специальную пропитку. Жидкость обычно применяют для планового ухода 1-2 раза в год, а салфетки – повседневно, для поддержания серебряной поверхности в чистоте.
Рекомендации по уходу за посеребренными поверхностями одинаковы для всех инструментов. Неважно, идёт ли речь о корпусе инструмента или о механизме – ухаживать за ними нужно в любом случае.
Средства для нелакированных поверхностей
Наконец, некоторые инструменты (медные духовые или саксофоны) изначально выпускаются без лака либо намеренно «обезлачиваются» владельцем. Некоторые считают, что лак сдерживает резонанс металла, поэтому для достижения лучшего звука иногда удаляют лак в мастерской. Неважно, был ли инструмент сделан без лака на фабрике или лишился этого покрытия впоследствии – открытый металл всегда будет требовать особого ухода.
Особенность в том, что медные сплавы, из которых делают саксофоны и медные духовые инструменты, не имея барьера от взаимодействия с воздухом, окисляются даже быстрее и интенсивнее, чем серебро. И не будет преувеличением сказать, что очистка таких инструментов – дело наиболее трудозатратное.
Главная рекомендация здесь – не запускать инструмент, а ухаживать за ним как можно более регулярно с самого начала. В противном случае можно пройти «точку невозврата», когда восстановить прежний вид инструмента станет невозможно. Останется смириться, что у вас теперь «винтажный» инструмент, и «приличный внешний вид» для вас на втором плане.
Возможно, вам потребуется попробовать 2-3 варианта химических средств, чтобы найти наиболее действенный вариант именно для своего инструмента. Называются эти средства обычно «metal polish», представляют собой жидкость или пасту.
Средства для эски и мундштука
Помимо самого инструмента, ухода требуют и его отдельные части. Так, вы можете найти ёршики и протирки для эски саксофона, а также специальные средства для мундштуков.
Впрочем, мы не собирались в этой статье рассказывать о механических средствах ухода, а только о химии.
Средства по уходу за губами
В завершение добавим, что существуют специальные косметические средства для ухода за губами духовика.
Эти помады не просто ухаживают за кожей губ, как обычная гигиеническая помада. Специальные вещества, входящие в состав, расслабляют мышцы исполнительского аппарата и дают ему быстрее восстанавливаться между нагрузками. Кроме того, эти средства хорошо защищают губы от обветривания, а некоторые – ещё и от вредного воздействия солнечных лучей благодаря фильтру SPF15.
Звучит довольно неправдоподобно. Однако, из нашего опыта можем сказать, что все, кто сперва не относился всерьёз к подобным вещам, а потом решил попробовать, сообщают о неожиданном эффекте. Если вы всё ещё пренебрегаете подобным средством – крайне рекомендуем проверить, как это сработает у вас.
Заключение
Надеемся, статья облегчит вам выбор подходящего средства по уходу за вашим духовым инструментом!
Также в текущем разделе сайта вы найдёте публикации, посвящённые отдельным процедурам по уходу, а на ютьюб-канале нашего магазина – записи трансляций на тему ухода за инструментами. В этих видео мастера по разным инструментам дают свои подробные рекомендации.
Заботьтесь о своём инструменте должным образом, тогда он сослужит долгую службу и составит приятную компанию в вашем музыкальном творчестве!
- Комментарии